Опубликовано: 01.06.2013

Кресельный подъемник на двоих
Кресельный подъемник на четверых
Гондольный подъемник
Фуникамп
Фунибас

И опытного спортсмена, и начинающего интересует не только уровень сервиса на горнолыжном курорте, не только качество и протяженность трасс, но и подъемники. С ними придется иметь дело утром, отправляясь кататься, и вечером, когда все мысли только о горячем ужине и мягкой постели. Поэтому, купив тур в Андорру, стоит изучить поближе, с чем придется иметь дело.

Горнолыжные подъемники делятся на три основных типа:

  • воздушные – поднимают людей в воздух и перевозят в кабинах или креслах, подвешенных к тросу;
  • наземные – предоставляют крепление или ленту, при помощи которых лыжник едет в гору на лыжах, не отрываясь от земли;
  • рельсовые – фуникулеры, в которых кабина движется в гору по рельсам.

На горнолыжных курортах Андорры встречаются только подъемники первых двух типов.

Воздушные подъемники бывают двух основных видов: кресельные и гондольные. Кресельные подъемники знакомы всем по многочисленным фото горнолыжников, радостно болтающих лыжами в воздухе. Это попросту канатная дорога, в которой к движущему тросу прикреплены кресла для сидения. Кресла могут крепиться по одному, по два, по четыре – словом, в любой комбинации от 1 до 8, но наиболее частый случай не только в Андорре, но и на всех горных курортах мира – по два.
Обычно кресла не останавливаются для посадки и высадки пассажиров, но двигаются достаточно медленно, чтобы ими мог воспользоваться даже начинающий лыжник или ребенок. Иногда встречаются очень быстрые кресельные подъемники, скорость которых превышает 20 км/ч, но для посадки и высадки пассажиров кресла в них отделяются от троса и останавливаются.

Гондольные подъемники – наиболее простой и комфортный способ подъема к зонам катания, доступный для всех возрастных категорий туристов. В данном случае пассажиров перевозит закрытая кабина (гондола), прикрепленная к тросу. Кабина защищена от холода и ветра, а для того, чтобы любоваться видами, служат большие окна по всему периметру кабины. В кабинах есть сиденья, обычно только вдоль стен. В «час пик» большинству пассажиров придется постоять.

Обычно кабины двигаются сразу в обе стороны, навстречу друг другу по параллельным тросам, но встречаются и односторонние гондольные подъемники. Подобный вид подъемников используется не только на горнолыжных курортах, но и вообще в любой горной местности для доставки туристов на самые труднодоступные и живописные смотровые площадки. Из-за того, что их больше всего именно в альпийской регионе, французское слово télécabine (телекабина) вошло и в русский язык, и в английский.

Новейшему гондольному подъемнику обязан своим процветанием городок Энкамп, расположенный на высоте 1250 м над уровнем моря, в 7-10 минутах езды на автобусе от центра Андорры. Образованный в результате слияния пяти небольших горных деревушек, он превратился в один из основных горнолыжных центров после открытия в 1998 году канатной дороги Funicamp, которая соединила его с горнолыжными склонами Пас-де-ла-Каса и Грау Роч. Это самая длинная канатная дорога в Европе, ее протяженность – около 6 км, а конечная станция находится на высоте 2,5 тысяч метров, на вершине Collada D’Enradort. По ней курсируют 32 кабины, в каждой из которых помещается 24 человека. От начальной до конечной станции кабинка добирается всего 15 минут. Интересная особенность именно этой дороги – у голубых кабинок не одна точка подвеса, как обычно, а две, что позволяет добиться большей надежности и устойчивости.

До станции «Фуникампа» можно доехать на бесплатном «фунибасе» – небольшом туристическом паровозике с вагончиками, проходящем через весь Энкамп (список остановок фунибаса). Из Андорры-ла-Вельи до станции «Фуникампа» можно доехать на обычном городском автобусе (ходит с 08.00 до 21.00 каждые 15 минут). Время работы «Фуникампа»: 09.00 – 17.00, но он может быть закрыт из-за сильного ветра или других неблагоприятных погодных условий. Можно купить разовый билет (3,5 евро по данным на 2011 год), также проезд на «Фуникампе» может быть включен в ски-пасс (в зависимости от вида). На карте лыжных трасс Грандвалиры «Фуникамп» обозначен длинной серой линией справа вверху.

Наземные подъемники требуют от спортсмена некоторых усилий и навыков. Обычно они используются на некрутых склонах, для подъема вверх на сравнительно небольшую высоту. Бугельный подъемник – трос, к которому прикреплен бугель в виде Т-образной перекладины или тарелки. Лыжник садится на перекладину, не отрывая лыж от земли, и едет вверх. Есть совсем простой вариант этого подъемника – движущийся канат, за который нужно схватиться рукой.

Другой вид наземного подъемника – ленточный. По-английски он называется забавно: «волшебный ковер» (magic carpet) или просто «лыжный коврик» (ski carpet). Он представляет собой движущийся конвейер, на который лыжник встает обеими ногами. Однако при этом ему не за что держаться, так что о преимуществе того или другого вида доставки наверх можно поспорить.

Бугельный подъемник Ленточный подъемник